Бронепоезд «Подольский рабочий»: история фронтового пути
История бронепоезда «Подольский рабочий» — это не просто страница из летописи Великой Отечественной войны. Это история мужества, трудового подвига и единства подольчан, проявленного как на фронте, так и в тылу. Он прошёл свой героический путь стойко и с честью. С марта 1942-го по август 1945 года бронепоезд честно выполнял боевые задачи, внося весомый вклад в общую Победу. Рождение боевой машины началось в тяжёлые ноябрьские дни 1941-го. Когда завод имени Орджоникидзе (ныне — «ЗиО-Подольск») был эвакуирован, в городе остались лишь немногие: те, кто продолжал строить оборонительные укрепления. Именно тогда по решению городского комитета обороны во главе с Филиппом Ивановичем Ивановым было принято судьбоносное решение — построить бронепоезд для 43-й армии. Бригаду сформировали из 400 оставшихся заводчан. Условия были крайне тяжёлыми: острый дефицит материалов, отсутствие оборудования, мороз, голод. Люди жили прямо на заводе, работая до 22 часов в сутки. Отдыхали тут же, в бытовках. Но никто не отступил. Под руководством директора предприятия Ивана Николаевича Ермакова бронепоезд собрали вручную за 30-40 дней. Каждая деталь – символ беспрецедентного трудового героизма. Кузнец Кулаков выковал вручную почти 3 тысячи болтов. Сварщики Деев, Суслов, Сошников, слесари Чистов, Кайнов, Коробков, разметчицы Юсова и Харчевникова — все они навсегда вписаны в историю. Подольчане нашли способ закаливать бронелисты вручную и укладывали их в три слоя — впоследствии это не раз спасало жизни бойцам.
1 января 1942 года бронепоезд был передан Красной Армии. В момент отправки фашистская бомба повредила железнодорожное полотно у корпуса завода, но за несколько часов всё было восстановлено. «Подольский рабочий» ушёл на фронт. Личный состав был сформирован также из рабочих подольских предприятий. Первый бой под Мценском стал триумфальным: уничтожены 32 дзота, две артбатареи, до двух батальонов пехоты, сбит самолёт. Затем были Орёл, Брянск, Мозырь, Варшава, Берлин. В письме к своим землякам на фронт подольчане писали: «Мы гордимся вами, наши славные и дорогие бойцы, командиры и политработники – личный состав бронепоезда…Знайте, что подольчане своим самоотверженным трудом будут помогать вашей борьбе с фашистскими захватчиками».
В дни завершения Потсдамской конференции бронепоезд охранял стратегически важный участок железной дороги Познань — Берлин. Последней точкой стал Львов в мае 1945 года. За годы войны бронепоезда уничтожили сотни танков, самолётов и другой техники. «Подольский рабочий» внёс достойный вклад в эту статистику. Но главное — он стал символом. Символом того, что героизм рождается не только в бою, но и за станками. Победа — это вера, сплочённость, преданность делу. Подольск помнит. Помнит тех, кто строил. Кто сражался. Кто победил. И будет помнить — всегда.